ЦИТАТА

Элтон о сердце:

- Страшная боль в груди, руках и ногах. Я не мог дышать. Каждое движение стоило мне неимоверных усилий. Я добрался до комнаты моего ассистента, тот взглянул на меня и помчался за врачом. Как только я сел, то сразу сказал себе: "Ну вот и оно. Большое сердце". Первый раз это случилось на теннисном корте, летом. Пришлось подкатить кресла каталку и везти меня в дом на ней.

Концерты в марте Farewell Yellow Brick Road Tour: 01 - Albany, NY, USA (Times Union Center). 02 - Newark, NJ, USA (Prudential Center). 05,06 -New York, NY, USA (Madison Square Garden). 08, 09 - Brooklyn, NY, USA (Barclays Center). 12 - Raleigh, NC, USA (PNC Arena). 13 - Columbia, SC, USA (Colonial Life Arena). 15 - Jacksonville, FL, USA (Veterans Memorial Arena). 16 -Sunrise, FL, USA (BB&T Center). 18 - Orlando, FL, USA (Amway Center)

22 февр. 2013 г.

Водка с тоником

Элтон Джон, музыканты его группы и продюсер-звукорежиссёр Дэвид Хентшел рассказывают о записи одного из лучших альбомов Элтона Джона.
К началу 1973 года британский пианист-вокалист Элтон Джон уже был звездой мирового уровня: его дебютный альбом 1969 года стал №6 в США, шестой студийный альбом Don’t Shoot Me I’m Only The Piano Player возглавил хит-парады в пяти странах по обе стороны Атлантики, а песня Crocodile Rock впервые в карьере исполнителя стала №1 в США.
Но и после многолетнего труда на износ музыкант решил не сбавлять обороты и перезаключил контракт с лейблом MCA с условием выпуска двух альбомов в год. Воодушевлённые альбомом группы  Rolling Stones, который записывался в студии Goats Head Soup в городе Кингстон (Ямайка), Элтон и автор текстов Берни Топин  в январе 1973 года тоже отправились в эту студию.
Кроме них в составе британского десанта на остров высадились басист Ди Мюррей, гитарист Дэйви Джонстон, барабанщик Найджел Олссон и продюсер будущего альбома Гас Даджен.
Однако сразу же после приезда в Кингстон все были жестоко разочарованы.
Джонстон: «Первое, что мы увидели, сразу же нас напрягло – это был парень, хозяин студии, мы слышали, как он говорил: "Карлтон, найди где-нибудь микрофон!” Мы подумали: “Твою мать! Найти микрофон?” Нам в те времена нужно было двадцать микрофонов только для ударных, это было в духе “о, да мы вляпались в г*вно”».
Олссон: «В студии не было никакого оборудования. Гас огляделся вокруг – “Ну…  нам нужны (микрофоны) 414-е и 57-е” – “Не волнуйтесь, сэр, они прибудут завтра.” Завтра так и не наступило».
Топин: «Вокруг студии была колючая проволока, люди с автоматами, крики и ругательства на улицах. Никакого позитива в этом месте не было».
Вдобавок к традиционно сложной криминальной обстановке Ямайки в те дни в Кингстоне проходил боксёрский поединок между тяжеловесами Форманом и Фрейзером, и улицы были заполнены полицией, затруднявшей движение.
Не привыкшие к таким проблемам, музыканты всё своё время проводили в гостинице. Во время вынужденного заточения в отеле Pink Flamingo Элтон Джон сочинил на стихи Топина более двадцати песен и записал на портативный магнитофон демо-версию песни ‘Saturday Night’s Alright For Fighting’  – это всё, что было сделано в Кингстоне за три с половиной недели. К студийной записи так и не приступили.
После неудачи с Ямайкой вся команда решила перебраться в студию, в которой записывались предыдущие два альбома Элтона Джона. Это была студия Strawberry Studios в замке Château d’Hérouville в часе езды от Парижа. Но музыкантам пришлось ждать до мая, пока  студия освободится.
В Strawberry имелся пульт MCI 416, 16-дорожечные магнитофоны Ampex, на первом этаже старинного замка располагались небольшая контрольная комната и достаточно просторная комната для записи. Окна были двойные, с хорошей звукоизоляцией, студия освещалась естественным дневным светом. Музыканты и продюсер жили здесь же, в жилых помещениях здания. Звукорежиссёром альбома стал Дэвид Хентшел.
Хентшел: «Вы можете просто сказать себе: ”Никаких телефонных звонков!” и никаких посторонних вокруг. Скажу больше: вы вынуждены видеть друг друга даже между сессиями, все постоянно сконцентрированы на записи  музыки, и это очень продуктивно. По моему собственному опыту это работает недели три, а потом люди начинают собачиться. Это как если к вам приехал друг и остановился жить в вашей квартире – даже если это хороший друг, вы начнёте ненавидеть его недостатки и привычки».
Англичанин Дэвид Хентшел в детстве и юности серьёзно учился играть на кларнете, рояле и церковном оргàне. В 1969 году у 17-летнего Хентшела было несколько свободных месяцев перед учёбой в колледже, и он устроился на временную работу в лондонскую студию Trident «мальчиком на побегушках».
Хентшел: «Я не сказал им (владельцам студии), что планирую работать лишь несколько месяцев. Но в первый же день,  как только я вошёл в студию, то увидел Дэвида Боуи, который записывал (альбом) ‘Space Oddity’ с Риком Уэйкманом за роялем. Я нёс поднос с чаем и опрокинул его, это была полная задница, но фактически я бросил там якорь. Продюсером там был Гас Даджен, и как только я начал что-то понимать, то стал работать с ним».
Очень скоро юный Хентшел уже помогал в записях Бифхарта и группы Velvet Underground, а с 1971 года самостоятельно записывал альбомы группы Mott The Hoople и их лидера Яна Хантера (Ian Hunter), Van der Graaf Generator и Genesis.
Хентшел: «Тогда я познакомился с (ударником Genesis) Филом Коллинзом. Мы подружились, и эта дружба привела меня к продюсированию альбомов Genesis  “Trick Of The Tail”,” Seconds Out”, “And Then There Were Three”, “Duke” и “Three Sides Live”».
Но это было позже, а в самом начале 1970-х Хентшел ассистировал в альбомах Элтона Джона “11-17-70” и “Madman Across The Water”.
Хентшел: «Гас Даджен много работал в Trident. Я записывал группу Audience, которую он продюсировал, и к моменту записи (предыдущего альбома Элтона Джона) “Honky Château” мне так же пришлось стать студийным исполнителем на синтезаторе, потому что я много занимался музыкой и имел музыкальный опыт. В те времена Trident была очень маленькой, 15 человек персонала; после того, как Барри Шеффилд, совладелец студии, показал мне (синтезатор) Moog, то заметил, что было бы неплохо предлагать клиентам использовать его. Потом, подумав о том, кто мог бы управляться с ним, он сказал мне: ”Займись этим”.
Мы с Барри полетели в Бостон на завод (фирмы по производству синтезаторов) ARP, где купили модель 2500. Это было за шесть месяцев до (альбома) “Honky Château”, и как только я “захватил власть (над синтезаторами)”, то стал сессионным музыкантом в разных проектах, включая (группы) Blood, Sweat & Tears, Nazareth, Pilot и Byzantium. Синтезатор, с которым я работал, находился в контрольной комнате, когда привлёк внимание Гаса, и он (продюсер) попросил меня сыграть в (песне) ‘Rocket Man’. Это было моим первым сотрудничеством с Элтоном и его командой, и потом, когда его постоянный звукорежиссёр Кен Скотт (Ken Scott) не смог участвовать в записи (альбома) “Goodbye Yellow Brick Road”, то пригласили меня».
Телефонный звонок и приглашение записывать Элтона Джона во Франции настигли Хентшела весной 1973 года. В те месяцы Элтон Джон и его соавтор текстов Берни Топин находились в отличной творческой форме и в полном взаимопонимании.
Элтон Джон: «Во время сессий записи в замке в комнате, где мы все завтракали, имелись маленькие электропиано и ударная установка. Ну, группа хотела попробовать их, а я хотел сочинять, ну мы  взяли и записали их».
Гитарист Дэйви Джонстон: «Я видел, как он сочиняет песню за время, пока я делал сэндвич с курицей. Если он сочинял песню минут за двадцать, мы слушали её, включали инструменты, прогоняли её все вместе, делали пару репетиционных дублей – это ещё минут пятнадцать. Потом загоралась красная лампа («запись»), и обычно на втором или третьем дубле всё заканчивали. Иногда бывало четыре-пять дублей, но это случалось редко. Очень часто записывали с первого дубля».
Так было и с песней ‘Saturday Night’s Alright For Fighting’, которую записали «живьём» практически сходу.
Хентшел: «Они знали её. Но тогда ни одну песню не репетировали “до полусмерти”. Они знали друг друга, все они знали материал, и даже песни, сочинённые во Франции делались очень быстро. Помню, как Элтон утром сидел за роялем и сочинял ‘Candle In The Wind’. Накануне вечером Берни дал ему текст, он (Элтон) во время завтрака просмотрел его, и уже через час песня была записана в студии. Это просто невероятно. Три-четыре песни были сочинены таким образом в замке уже после того, как большинство песен было написано ещё на  Ямайке, и это было достигнуто потому, что Дэвид, Ди и Найджел были “на одной волне” с Элтоном».
Элтон Джон: «Это не было трудно, никаких усилий, всё в кайф. Сегодня иногда это требует напряжения и процесс записи может быть трудным. Но думаю, что в те дни из-за того, что все мы были единой командой, из-за моего сотрудничества с Берни, с группой, с командой менеджеров и всеми, кто работал с нами – это было как маленькая семья, и это было здорово!»
Не удивительно, что такими темпами за две недели в студии было записано двадцать две (!) песни. Из них решили сделать двойной альбом, в который вошло семнадцать песен.
Студия была достаточного размера, чтобы вместить группу из четырёх человек, но для изолированной записи рояля продюсер Гас Даджен придумал необычную вещь: на рояль вместо его собственной крышки установили…  деревянный короб.
Хентшелл: «Короб был пару футов в высоту, внутри было достаточно места, чтобы разместить пару микрофонов и изолировать их от барабанов. Не было звукоизолированных кабин, поэтому всё записывалось в одной комнате. Гитарный и басовый комбики мы отделили экранами, Элтон играл на рояле или  электропиано и сразу же записывал черновой вокал. Потом на следующий день мы переписывали вокал начисто. Он (Элтон) – благослови его господь – очень скучал в студии, ему не хватало терпения на все наложения и бэк-вокалы. Поэтому во время сессий как только было время, он сваливал в Париж, встречался с Ив-Сен Лораном и покупал двадцать пар трусов разных расцветок, массу украшений и бог знает чего ещё».
Согласно моде того времени, помещение для записи было достаточно глухим, с коврами на полу и на стенах. На «бочке» был микрофон AKG D12, на малом барабане Neumann KM56, на томах пара AKG C28 и пара Neumann 67 или AKG-C12 на «оверхэдах». Какой микрофон был на хай-хэте сегдня уже никто не помнит.
Бас-гитара записывалась «в линию» и микрофоном Neumann 67 с комбика Ampeg. Гитарные комбики записывались микрофонами AKG-C12, рояль – двумя Neumann 67 и основной вокал Элтона – тоже Neumann 67.
Хентшел: «Песни были записаны недели за две. Мы сделали все фонограммы, все наложения гитар и клавишных, все основные и бэк-вокалы. Дэйви, Ди и Найджел были фантастической командой. У них три разных голоса, но из-за того, что они давно работали вместе, они могли смешивать свои вокалы, и это было просто невероятно. Я запускал аккомпанемент, и мы в контрольной комнате работали над бэк-вокалами, раскладывали голоса гармонии. Обычно они (музыканты) попадали сразу, это было невероятно, и потом мы записывали два или четыре наложения, иногда кто-то из них мог изменить свой голос, чтобы он не повторялся. В разных дублях могли быть разные голоса для «утолщения» звучания.  Делая всё это, мы были ограничены шестнадцатью дорожками, бочка записывалась на отдельную дорожку, а все остальные ударные сводились на две дорожки. Рояль записывали в стерео, бас-гитара занимала одну дорожку, и гитары – четыре. Ну, нам приходилось использовать дорожки рационально, особенно если нужно было оставить место для будущих наложений оркестровых партий».
Хентшел: «Опять же, Гас Даджен – личность, человек с прекрасным пониманием музыки. Его любовь к музыке передавалась нам, как инфекция, и он делал всё возможное, чтобы создать музыкантам наилучшие условия и чтобы каждый был удовлетворён. Он был абсолютным мастером в получении наилучшего результата, знал, как сделать так, чтобы каждый, кто с ним работал, получал от этого удовольствие».
Гас Даджен в 1960-е работал в фирме Decca и был одним из людей, “открывших” Rolling Stones. В разное время он продюсировал Zombies, The Beach Boys, Bee Gees, Fairport Convention, дебютный альбом группы Ten Years After,  Криса Ри.
Гас Даджен: «Один из секретов его (Элтона Дона) игры на рояле – это его способность мыслить о том, как потом в песню впишется вокал и как мелодии рояля будут сочетаться с мелодией вокала. Вокал как будто чуть опережает. Я не знаю, почему он так делает; он уходит и поёт чуть ускоренно. Многие спрашивали меня, не ускорял ли я плёнку, но на самом деле она не ускорена, просто это странно, что он решил сделать так. Ну, это Элтон…»
Хентшел: «Как и всё остальное, он (Элтон Джон) записывал вокал очень быстро. Никакого монтажа. Мы могли сделать «заплатку», переписать куплет, но не было никакой компрессии, никакой мелкой резки-склейки. Элтон просто делал это. Опять же, он был сконцентрирован. Он абсолютный профессионал. Когда он пел, были нужные эмоции и динамика. Это было невероятно, в самом деле».
Хентшел: «Единственное, что создавало проблемы  в (альбоме) ‘Goodbye Yellow Brick Road’ – это педаль эффектов, которую использовал Дэйви. Это была педаль Mu-Tron, она производила невероятные наводки. У нас в нашем оборудовании их не было, но во время сведения возникли серьёзные проблемы с искажениями, потому что они были в этих чёртовых партиях гитар. Они (гитары) были записаны дабл-треком влево и вправо (в стереопанораме), и никакие обрезки не помогали. Было очень трудно сделать сведение чистым, поэтому нам пришлось вернуться назад и сделать пересведение с приемлемым лимитированием звука».
По предложению Гаса Даджена в некоторые песни позже дописали партии синтезаторов ARP в исполнении Хентшела, а первый трек альбома сделали как вступление-увертюру. В некоторые композиции для живой атмосферы при сведении добавили аплодисменты и возгласы публики – их взяли с концертной записи Джимми Хендрикса на острове Уайт и с концертной записи Элтона Джона, сделанной годом ранее.
Во время записи песен у альбома ещё не было названия. Сперва планировали назвать его «Водка с тоником», потом – «Немые кинофильмы» или «Говорящие картины». Итоговое название «Прощай, дорога из жёлтого кирпича» взято из старого кинофильма по сказке «Волшебник страны Оз», где герои идут в изумрудный город по жёлтой кирпичной дороге. Прощание с жёлтой кирпичной дорогой – это расставание с детскими мечтами.
Хентшел: «Сведение делали в (студии) Trident, оборудование не было уж слишком “навороченным”. Если в замке у нас были  пара компрессоров UA LA2A, лимитер UA 1176 и даже не было графического эквалайзера, то здесь  в Trident было больше компрессоров, несколько эквалайзеров, пара пластин (реверберации) EMT – и на этом всё. Наложения оркестра, перкуссия Рэя Купера (Ray Cooper), гитарные мелочи и моя партия синтезатора в песне  ‘Funeral For A Friend’ записывались в основной комнате студии через эксклюзивный пульт Trident-A на 16-дорожечные магнитофоны 3M, и когда мы делали сведение в комнате этажом выше, то использовали старый 20-канальный пульт Sound Techniques».
Элтон Джон при сведении  не присутствовал, и услышал уже готовый альбом. Когда же он услышал собственное «концертное» исполнение в этом альбоме, то был изрядно удивлён, но протестов не высказал.
Двойной альбом “Goodbye Yellow Brick Road” вышел 5 октября 1973 года и занял первые места хит-парадов США, Великобритании, Канады и Австралии. Альбом номинировался на «Грэмми» в категории «лучшая звукорежиссёрская работа неклассической музыки», но уступил альбому “Moods” Нейла Даймонда . Это одна из самых коммерчески успешных работ Элтона Джона: сегодня тираж альбома  составляет более 31 миллиона копий. В 2003 году журнал Роллинг Стоун включил “Goodbye Yellow Brick Road” в список «500 величайших альбомов всех времён» под номером 91.
Дэвид Хентшел записывал огромное количество музыкантов: все четыре альбома группы Atomic Rooster, пять альбомов Майка Олдфилда (Oldfield), восемь альбомов Genesis, а так же альбомы Криса де Бурга (Chris De Burgh), Кита Эмерсона (Keith Emerson), Пола Маккартни (Paul McCartney), Джорджа Харрисона (George Harrison), Питера Хэммилла (Peter Hammill), Nazareth, Queen, Yellowjackets и многих менее известных исполнителей. У Хентшела имеются две статуэтки «Грэмми».
Гас Даджен скончался в 2002 году.
Сегодня Элтон Джон – друг британской королевской семьи и один из самых «продаваемых» музыкантов: общий тираж его альбомов перевалил за 260 миллионов копий, а концерты неизменно идут при полных залах.
Автор Вадим Михайлов


Комментариев нет :

Отправить комментарий